АЛЕКСАНДР НОВИКОВ: НАШИ РОКЕРЫ ДАЛЬШЕ КОЧЕГАРОК НЕ ПОШЛИ ЗАТО У РУССКОГО ШАНСОНА, СЧИТАЕТ ПЕВЕЦ, ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
Русский шансон чрезвычайно популярен в России, эта музыка звучит на каждом шагу. На ней специализируются целые радиоканалы, ей посвящаются помпезные фестивали... Притом шансон и блатняк - песни о зоне, тюрьме и прочих пенитенциарных заведениях - в современном российском понимании практически синонимы. Впрочем, один из ярких представителей жанра - Александр Новиков с этим категорически не согласен. По его мнению, тюремная тематика лишь опошлила прекрасный, "высокий", по его определению, жанр шансона. Мы встретились после завершения серии концертов Новикова в Екатеринбурге.
- Александр Васильевич, шансон - по-французски песня. Зачем понадобилось русский жанр называть иностранным словом, этакой смесью французского с нижегородским?
- Вообще-то мне не нравится словосочетание "русский шансон", но раз уж оно прижилось... Для меня русский шансон - это песня, где главное - стихи. Не тексты, а именно стихи. Этот жанр имеет у нас такое влияние и популярность, потому что в нем работали великие поэты, его классический образец - песни на стихи Есенина.
В отличие от попсы, русский шансон не нуждается в какой-то дополнительной сценической атрибутике - конечно, декорации, световые эффекты возможны, но необязательны. Для аккомпанемента вполне достаточно гитары, фортепиано или, допустим, гармошки... Корни русского шансона лежат очень глубоко - может быть, даже в глубине тысячелетий. Помните: на Руси были бояны, которые слагали былины и под гусли воспевали воинские подвиги либо народные страдания. Параллельно существовало скоморошество с шутками-прибаутками. На стыке этих двух течений и вырос русский шансон.
А во Франции шансон - просто песня. Достаточно примитивная с музыкальной точки зрения, да и смысловой нагрузки там меньше: у нас "Зайка моя" - это попса и убожество, но во Франции будет считаться нормальным шансоном.
- Что скажете по поводу сведения русского шансона исключительно к блатным песням?
- Сегодня жанр опошлили, туда хлынуло много бездарей. Они самонадеянно решили, что здесь можно легко достичь славы, и первым делом бросились сочинять о тюрьме. Ведь криминальная тема на сегодня наиболее востребована...
- То есть жанр совсем скатился и погряз в "уголовной лирике"?
- Пока я жив, не скатился и, надеюсь, не скатится. Тем более есть и кроме вашего покорного слуги положительные примеры...
- Можно назвать несколько фамилий?
- Не стоит. Потому что назову не всех, кого забуду - обидятся. Мы в своем немногом числе изо всех сил возводим жанр в ранг настоящего искусства, а большинство, увы, тянет его под нары и под кошмары. И попса туда ринулась - страшно смотреть. По одному каналу здоровенная бабища не первой свежести в черной пачке ползает на карачках по сцене, изображая умирающего лебедя. По другому каналу эта же бабища ведет хабальную передачу, в которой нормальному человеку просто показаться неудобно - все равно что зайти в приличное общество с бомжихой из канализационного люка. А по третьему эта же бабища, полностью слетевшая с тормозов, вдруг поет какие-то запрещенные песни, шансон, понимаете ли...
- Вы не чувствуете себя одиноким волком, окруженным со всех сторон бездарями и приспособленцами?
- Я всегда рассчитывал только на себя. Я занимаюсь собственным делом, самодостаточен, не участвую ни в каких стаях, коллективных движениях - мне это не нужно. То, что делаю, - это и есть современный шансон: вехи, колья, которые обозначают границы жанра. Хочешь работать в жанре - бегай между этими кольями...